ПАВЛОВСКАЯ КУСТАРНАЯ АРТЕЛЬ

 

Началось с того, что мне в руки попали два кухонных ножа с клеймом  Павловской артели:

Хлебный,слайсер

Филейник, слайсер

Несомненно, это были ножи одного производителя, примерно одного возраста, но клеймы были разные:

на хлебном

на слайсере

 

Меня сильно поразило качество изготовления ножей, особенно слайсера – очень удобный, резучий,  тонкий и гибкий. Я специально на выставках «Арсенал» и «Клинок» ходил  по мастерам из тех же мест с предложением изготовить мне копию или хотя бы подобие этого ножа. Но ни один из мастеров не взялся, что очень печально – связь поколений прервана и искусство ножеделания утрачено.

Вернемся к ножам и клеймам, дальнейшее исследование показало, что если верхнее клеймо (  на хлебном) ставилось после 1923 года, то нижнее (на слайсере)  - до 1923 года.

Но, как оказалось, с клеймами и переименованиями этой артели вообще получается какая-то запутанная история.

Но об этом чуть позже.

Павловская артель образована в 1890 году в селе Павлово Горбатовского уезда Нижегородской области и само ее образование и существование неразрывно связаны с одним человеком – Александром Генриховичем Штанге (Stange).

Надо заметить, что в 1870-е годы два местных кооператора, А.Е.Фаворский и Н.П.Зернов, уже пытались организовать кустарную артель  под тем же названием, но из-за недостатка финансирования и плохой организованности дело, просуществовав пару лет, заглохло, не оставив практически никаких следов в истории.

На биографии Штанге надо остановиться особо.

Александр Штанге родился 13 августа 1854 года в городе Могилеве, умер 13 ноября 1932 года на станции Минеральные воды, прямо на перроне после лечения в Ессентуках.

Александр Штанге – из дворян, его отец –действительный статский советник Генрих Карлович Штанге.

Александр  окончил с золотой медалью Рижскую гимназию

(1872) и поступил на математический факультет Санкт-Петербургского университета. За участие в деятельности подпольных студенческих кружков был выслан в административном порядке под надзор полиции в Ригу.

Вскоре, благодаря ходатайству отца,  получил разрешение поступить вольнослушателем в Дерптский университет, который окончил в1879 году.

Служил в Департаменте железных дорог  Министерства путей сообщения,  поддерживал связи с Исполнительным комитетом партии «Народная воля».

После убийства народовольцами императора Александра 11 (март 1881) вышел в отставку в чине титулярного советника, поселился с семьей в Туле, где преподавал математику в частной школе.

 

 

 

В 1884 году познакомился с графом Л.Н. Толстым и много лет поддерживал с ним переписку.

В середине 1880-х в ходе заграничной поездки встречался со многими революционерами-эмигрантами. По возвращению в Россию развивал в кружках радикально настроенной интеллигенции идею созыва «всенародного Земского собора» с целью подготовки широкомасштабных реформ, даже пытался довести свои идеи через министра юстиции до императора, но успеха не имел.

За участие в демонстрации памяти Н.А.Добролюбова на Волковском кладбище Петербурга (1886) вновь отдан под надзор полиции.

В 1887 году Штанге, получив наследство, поселился в селе Павлово Горбатовского уезда Нижегородской области с намерением объединить местных ремесленников-кустарей в артели по производству металлоизделий.

Некоторое время заведовал Музеем образцов металлоизделий, созданного по инициативе нижегородского отделения Русского технического общества.

С 1890 года – секретарь  Сергиевского общества  трезвости в Павлове.

Как истинный народник, Штанге часто рассказывал кустарям об артелях как способе освободиться рабочему от власти хозяев. Вообще-то Александр Штанге был очень осторожным человеком и все эти беседы носили чисто теоретический характер, пока к нему не пришли рабочие (по некоторы сведениям это были личильшик (шлифовальшик) с фабрики Варыпаева А.В.Смирнов и калильщик с фабрики Калинина П.А.Титов) с просьбой воплотить идеи в дело, то есть устроить артель.

Поначалу Штанге не соглашался, ссылаясь на трудность дела и отсутствие средств. Но рабочие убедили – они сделают очень хорошие ножи, Штанге с образцами поедет в Москву, получит заказы и тогда артель начнет работать.

С заказами получилось трудно, ни одна русская фирма не захотела делать заказ.  Удалось договориться только с фирмой «Мюр и Мерилиз», представитель которой сказал Штанге: « У нас имеется русский товар, но он или слишком дорог или слишком плох. Мы будем вашими заказчиками, если вы будете поставлять  товар не хуже ваших образцов по предложенным ценам.»

Изделия для этого заказчика имели клеймо

 

Это был первый заказ Павловской артели (всего на 500 рублей), а 23 января 1883 года министр финансов России утвердил Устав артели и Александр Штанге избран председателем ее правления. Ближайшим помошником Штанге был Владимир Николаевич Зельгейм.

Первоначально в артель входило всего 10 человек, а сам Штанге безвозмездно исполнял обязанности браковщика, счетовода и упаковщика.

Финансовую помощь артели оказывал Сергей Тимофеевич Морозов (брат Саввы Морозова).

В начале 1890-х гдов Штанге получил наследство от матери  в размере трех тысяч рублей, на которые арендовал земельный участок и построил мастерские.

В 1895г артель объединяла около 50 членов, которые наладили производство перочинных ножей, пчеловодческого инструмента и замков. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в нижнем Новгороде продукция артели была отмечена Большой серебряной медалью.

В 1901 году Штанге был принят министром финансов С.Ю.Витте и по распоряжению последнего артели выдана ссуда в 50 тысяч рублей. На эти средства были построены новые производственные помещения, куплены станки и оборудование. К 1905 году число членов артели возросло до 150 человек.

Фабрика состояла из главного двухэтажного каменного здания и ряда деревянных мастерских. Всего различных мастерских насчитывалось 23 штуки (1905 год). Имелись никелировочная мастерская и личильня (цех шлифовки) с 50 станками для шлифовки ножевого товара.

          

Кроме того, в мастерских фабрики имелось до ста различных станков и прессов, приводимых в действие  двумя нефтяными двигателями в 26 и 8 сил.

Все необходимые  в производстве формы, пуансоны и матрицы  создавались в собственных мастерских артели.
В основном производился ножевой товар, а также ножницы и замки.

 

 Примерно половина из членов артели работало у себя дома.

Кроме собственно членов, на артель трудилось довольно много  (на 1905 г -150 человек) кустарей.

Наемные рабочие в артели (не ее члены) по своему положению и заработной плате  находились почти в одинаковых условиях с членами артели.

Годовой зароботок работающих составлял  200-300 рублей в зависимости от рода работы. В это же время корова стоила около 5 рублей, хороший кухонный шеф - от 1 до 2 рублей .  Артель платила даже неопытному, вновь поступившему рабочему, не менее 70 коп. в день взрослому и 50 коп. подростку. На сдельной работе  средний заработок рабочего в артели составлял от 1руб. 20 коп. до  1 рубля 50 копеек в день, что несколько больше, чем на соседних производствах.Расценка работы производилась Особой Комиссией, в которую входили представители от каждой специальности (цеха). Высшим органом считалось Общее Собрание артели. Для решения  административных, технических и других вопросов существовал ряд специальных комиссий – техническая, ссудная, ревизионная и другие.

Имеелась также Общая Комиссия, в состав которой входили представители от каждой комиссии.Общая комиссия являлась как бы посредником между Общим собранием и Правлением артели. Задачей Общей комиссии было ознакомление членов артели с положением дел всего предприятия, подготовка материалов для Общего собрания и решение тех вопросов, которые превышали полномочия членов Правления.

С 1911 года артель имела оптовый склад в Санкт-Петербурге, который обслуживал до 160 магазинов.

Кроме того, активно использовались разъездные агенты.

С началом Первой мировой войны артель вновь получила ссуды от правительства и начала выпуск военной продукции: саперных лопат, ножниц для резки проволочных заграждений, хирургического инструмента и т.д. В 1914 году в артели было до 200 членов, а в ходе войны число работников достигало 600 человек.

После получения заказа на тридцать тысяч пехотных лопат, Штанге приглашает на работу Густава Эдуардовича Шперка, который был принят в артель в качестве первого в ее истории инженера.

 

 

 

Благодаря Шперку кустарная артель стала быстро превращаться в предприятие фабричного типа.

Шперк обеспечил закупку нового оборудования, давшего возможность не только изготавливать для воюющей армии саперные лопаты и ножницы для резки колючей проволки, но и оснастить три новых цеха.

Резко возросли количество производимых изделий. Так, если до 1914 года выпускалось изделий меньше,чем на 200 тыс рублей в год, то 1914-1915 годах выпуск изделий уже превышал 330 тыс рублей, а в 1916 уже был больше миллиона.

 

 

Саперные лопаты Павловской артели

Превращение артели в мощное предприятие очень не понравилось конкурентам. Учитывая, что Густав Шперк был назначен заведовать технической частью земского комитета по снабжению армии и отвечал за обеспечение высокого качества выпускаемой продукции, конкуренты постоянно пытались переманить его к себе на службу, а когда это не получилось, стали распускать различные неприятные слухи, вплоть до того, что немцы Шперк вместе со Штанге делают лопаты для австрийской армии.

Обстановка сильно обострилась весной 1917 года, когда Шперк помешал пьяной толпе разгромит склады  с продовольствием. Не долго думая, самозванный сход постановил утопить Шперка, а заодно с ним Штанге, Матюшина (близкий друг Шперка) и А.И.Ярунина (директор Павловского промышленного музея).

И только вмешательство артельшиков, вставших на защиту своего руководства, уберегло их от расправы.

Но в создавшейся ситуации Густав Шперк решил покинуть Павлово и вернуться в Петербург.

Дальнейшая судьба Густава Шперка сложилась довольно удачно: он жил в Петербурге, занимался изобретательством, преподавал и прожил 91 год.

 

Таким образом, к 1915-1916 году павловская артель представляла собой сильное промышленное предприятие фабричного типа с оборотом более миллиона рублей.

Напомню, что началось все с 500 рублевого заказа!

Всего этого удалось добиться  Александру Штанге, у которого, помимо организаторского таланта, обнаружилось и отличное деловое чутье – артель своевременно реагировала на потребности рынка, ее изделия неоднократно получали золотые и серебряные медали на всероссийских выставках.

Штанге заботился не только о том, чтобы научить кустарей новым технологиям но и об их духовном развитии. При артели были созданы бесплатная библиотека, давались любительские спектакли, устраивались  литературные и музыкальные вечера. Были даже свой хор и ансамбль балалаечников.

По всей видимости, Штанге руководил артелью достаточно твердой рукой. Так, по воспоминаниям В.Г.Короленко,

«...Штанге производит впечатление человека, удаляющегося уже на некоторую высоту. Он находит все это естественным, и на мое замечание, что ведь будет же такое время , когда правление будет только исполнительным органом, отвечал, что такого время долго еще не будет. иначе сказать – смирные ученики артельного принципа так и проживут и помрут под учительской указкой»

«...артель , я вижу это , держится искусственно, требует совершенно экстраординарных усилий и самопожертвования»

При всем при этом Штанге пользовался уважением членов артели и жителей села Павлово, которые называли его

«наш дедушка Штанге».

Хотелось бы отметить, что собственно ножевые изделия, которые являлись основной продукцией с момента основания артели, в некоторые года практически не выпускались либо из-за большой загрузки производства другими (военными) заказами (1914-1917), либо из-за отсутствия сбыта (1918-1922).

С учетом этого обстоятельства можно предположить, что изделия с клеймом

были выпущены до 1914 года.

28 марта  1919 года с принятием нового Устава артели было изменено ее название – Павловская кустарная артель стала называться Павловской артелью, а с 7 марта 1923 года решением Правления вместо клейма «Павловская кустарная артель» на всех изделиях  стали ставить клеймо «Павловская артель».

Существует еще вариант клейма, отличающийся положением большого пальца руки.

Но и после 1923 года в прессе в течение ряда лет наряду с новым использовалось и старое название.

В 1932 году Александр Штанге, возвращаясь после лечения в санатории в Ессентуках скоропостижно скончался на перроне станции Минеральные воды.

Тело было доставлено в Москву, где в системе кооперации была гражданская панихида, а затем гроб с телом Штанге был доставлен в Павлово и установлен в клубе кооперации.

В эти же дни скончалась и его жена, их похоронили вместе  24 ноября на старом кладбище на виду у всей артели.  К сожалению, уже в настоящее время и могила «дедушки Штанге» и само кладбище  были уничтожены.

«Любимого дедушку» провожал весь город , в том числе и вся артельная семья , которая насчитывала уже более 1200 человек.

В это же время было принято решение о переименовании Павловской артели  в артель им.Штанге.

 

Кроме того, было постановлено присвоить имя Штанге дому отдыха Промкооперации в г.Павлово, Московскому техникому Промкооперации и техникуму в г.Павлово.

Были предложения учредить стипендии им.Штанге, организовать в картире Штанге  музей его  имени и установить в г.Павлове памятник.

Но... начинались тридцатые годы...

Партийные органы вспомнили и о дворянстве Штанге, и его народнические взгляды, и критическое отношение к догмам марксизма.

И появился протокол заседания парткома артели им.Штанге.

31 октября 1938 года

Повестка дняо переименовании артели

Секретарь парткома И.С.Ногтев перечисляет причины:

1. Вскоре после смерти организатора артели А.ГШтанге в 1932 годулицастоящиев то время у руководства артелибез достаточной продуманности и поддавлением Всекомпросвета (где сидели враги народаприсвоили Павловской артелиимя А.ГШтанге.

2. А.ГШтанге по своим убеждениямнародник 90-х годовон стремилсяпротаскивать идеи народникова затем – меньшивиков.

3. Штанге поддерживал попов и после Октябрьской революцииКроме тогоон былблизок  с руководящим деятелямиоказавщимися врагами народаныне изъятимиорганами НКВД.

Вышесказанное говорит о томчто присвоение артели имени Штанге былопроведено неправильнооно не имеет ничего общего с идеями и задачами рабочегокласса и колхозного крестьянства.

Постановилипросить райком ВКП(бдать санкции на проведение работ сколлективом артельщиков по вопросу переименования артели и разрешенияпостановки данного вопроса перед вышестоящими организациями.

Партком считает необходимым присвоить артели имя С.М.Кироваприурочив этоприсвоение ко дню 4-й годовщины со дня смерти С.М.Кирова»

Уже 19 декабря 1938 года Президиум Павловского райисполкома постановил: «Переименовать артель им.Штанге в артельим.Кирова.Просить облисполком утвердить настоящее решение». И уже весь 1939 год во всех документах артели и городских структур  артель упоминается как артель им. Кирова.  Приведем название артельной газеты «За Социализм» от 16 и 22 мая 1939 года

 

 

Здесь видно, что за 16 мая  это орган партбюро и правления артели им Штанге, а 22 мая  уже им Кирова.

Заметим, что в обоих номерах газеты о переименовании нет ни слова.

Однако в 1940 году во всех документах артель проходит как артель им. Штанге. Оказывается, решение местных властей о переименовании артели вышестоящими организациями утверждено не было.

Клеймо артели им.Штанге 1941 год

Окончательно имя С.М.Кирова артель стала носить только с 1944 года.

В советское время артель выпускала большей частью столовые приборы. На фото оформление ручек с различными написаниями названия артели.

Снизу – вверх:

  • Павловская артель
  • Павловская артель им.Штанге
  • артель им.Штанге
  • артель им.Штанге (1941)
  • артель им.С.М.Кирова
  • артель им. Кирова (1946)
  • артель им.С.М.Кирова
  • артель им.Штанге

 

 

Собственно артель, как частное предприятие (ведь артель в современном прочтении это кооператив или ООО) просуществовала до 1956 года, когда новые реформы Н.С.Хрущева превратили ее в государственное предприятие – завод металлоизделий им. Кирова.

В настоящее время Павловская кустарная артель называется «Открытое акционерное общество «Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова» и является крупнейшим производителем столовых приборов в России.

Ассортимент продукции представлен на следующем рисунке

 

 

1-4 ложки кофейная,чайная,десертная,столовая

5- Щипцы кондитерские большие

6- Ложка для приготовления смешанных напитков

7- Щипцы для спаржи

8- Щипцы для льда

9- Щипцы кондитерские малые

10-Секатор для сигар

11,12 – Вилка для лимона

13 – Вилка кокотная

14,15 – Нож и вилка для рыбы

16-19 – Нож и вилка десертные

20-23 – Нож и вилка закусочные

24- Ложка разливательная

25,26 –Нож и вилка столовые для вторых блюд

27-30 – Лопатка кондитерская, паштетная,рыбная, для икры

31 – ложка для мороженого

 

Ну, а что касается ножевых изделий, то здесь можно только посмеяться, если бы не было так грустно...

  • из ножевых изделий завод прелагает  бразильские ножи TRAMONTINA!

Очень меня порадовало, что хоть не Китай!

Правда, у предприятия имеется дочка – ООО «Павловские ножи», которое выпускает ножи охотничьи, туристические, разделочные, подарочные и другие (но не кухонные).

 


 

О качестве можно судить, подержав их в руках в магазинах или на выставках «Арсенал», «Клинок».

Кухонных ножей (кроме Трамонтины) я в нынешнем ассортименте выпускаемой продукции не нашел. Да и то, можно поблагодарить менеджмент завода за продажу полного ассортимента Трамонтины по адекватным ценам – ведь для кухни это не худший выбор!

Ну, а что сами не могут – это понятно, когда профессионалы уходят, а на их место приходят либо партийные деятели, либо современные менеджеры, которые в производстве кухонных ножей ничего не понимают, то заводу уже не приходится мечтать о наградах на международных ножевых выставках.

Хотя выпускаемые столовые приборы пользуются заслуженным спросом, а высокохудожественные изделия из серебра  достойны самых высоких оценок.

 

 

 

 

При написании материала использовались труды  Игоря Заворотько (Сборник информационных материалов коллекционера ножевых изделий – Павловский сталеслесарный район, 19 век, ч1 М. Ирис групп, 2011,  и другие), сайт http://www.old-cutlery.ru/,  А.А. Таньпетер «Павмурмет» Н.новгород,1930, сайт завда им Кирова:www.pzhm.ru и другие материалы интернета