Два раза в год в Москве проходят выставки «Клинок» и «Арсенал», собирающие огромное количество людей, неравнодушных к различным режущим — колющим предметам: ножам, топорам и сопутствующейим атрибутике. Большинство посетителей этих выставок (а это не только москвичи) отлично разбираются в представленной экспозиции. И если, потолкавшись среди них, спросить у кого можно купить хороший кухонный нож, то Вас отправят на стенд Геннадия Прокопенкова, ну а если Вам нужет отличный топор — хоть на кухню, хоть в поход или для колки дров на даче — Вам прямая дорога к Михаилу Артемьеву. Пробравшись к стенду с работами Михаила, Вы будете приятно удивлены — кроме топоров присутствуют ножи финского типа и, в небольшом количестве, кухонники.
Правда, все эти вещи стоят не дешево, но зная сколько труда и души в них вложено, мастера можно понять.
Михаил Леонидович Артемьев живет и трудится в столице Карелии — городе Петрозаводске.
Михаил Артемьев и Андрей Козловский
Михаил Артемьев
Замечательная природа этого места и близость Финляндии накладывает своеобразный отпечаток на изделия мастера: большая часть изготавливаемых им ножей являются традиционными скандинавскими рабочими ножами с явно просматриваемыми связями с финскими мастерами и традициями. Это и используемые материалы — в основном на рукоять ножей идет карельская береза, часто на больстер используется олово, а ножны шьются по старинной финской технологии (уже много лет Михаил поддерживает дружеские отношения с финским мастером-кузнецом Martti Malinen).
Личные клейма Михаила Артемьева выглядят следующим образом:
Как говорит Геннадий Константинович Прокопенков, Михаил — один из немногих мастеров в России, кто в состоянии создать действительно первоклассный кухонный нож. Но его основным видом деятельности является ковка топоров и, в небольшом количестве, финских ножей, так что кухонник он может изготовить только по специальному заказу (и на этот заказ его еще надо уговорить...)
Но... ножи получаются исключительные, а по качеству реза не уступают кухонникам Прокопенкова. Причем каждый нож, как говорят американцы “one-of-akind” — то есть единственный в своем роде.
Основной нож любой кухни — шеф:
Этот нож весом 370 грамм и длиной лезвия 265 мм (полная длина 410 мм) имеет «правильный» обух — он имеет почти 9 мм у рукояти и сходит на ноль у острия (в центральной части 4 мм с резким переходом к острию), что позволяет выполнять им большее количество операции при очень качественном резе.
Лезвие имеет ширину 55 мм. Заточка — линзовидная.
Такую геометрию имели ножи 19 века, для кузнеца создание такого ножа довольно трудоемкое дело и сейчас так почти никто не делает (кроме Г.К.Прокопенкова — у него подобные модели есть (гастрономический), но их не много).
Используемая сталь — Х12МФ, закалка около 60 HRC (закалка зонная — около одного сантиметра).
Нож тяжеловат, но для профессионального повара-мужчины самое то, работать им легко и приятно.
Следющий нож, имеющий подобную геометрию — слайсер:
Он имеет длину лезвия 305мм (общая длина 430мм), вес 179 грамм,ширина лезвия 30 мм.
Толщина обуха у рукояти 3,5 мм, в центре 2,5 мм, в 1 сантиметре от острия — 0,5мм. Толщина режущей кромки меняется от 0,5 мм у рукояти до 0,3мм у острия. Для изготовления этого слайсера были использованы стали Х12МФ и 5ХНМ. Зонная закалка до 59-60 HRC 4-5 миллиметров от РК.
Я лично очень скептически отношусь к ножам из дамасска, но здесь получилось очень неплохо — и по рисунку и по качеству реза, режет этот нож не хуже японского слайсера Yoshikane (тестирование подтверждает). Единственный недостаток — может ржаветь, если не протереть после использования.
Этим ножом Михаил Артемьев гордится больше всего.
Следующие ножи от которых не возможно оторваться — это малыши (они изготовлены Михаилом по аналогии с ножом фирмы Wusthof начала 19 века).
Сталь Х12МФ, закалка до 60 HRC. Длина лезвия 70-90 мм, общая длина 180-200мм, вес 26-30 грамм, толшина обуха около 1 мм.
Рукоять, как и у большинства ножей Михаила Артемьева — карельская береза.
К этим ножам были изготовлены еще два — один гибкий с длиной лезвия 190 мм и один жесткий (по типу финского) с лезвием 145 мм.
Больстеры у них, как и у слайсера, сделаны по оригинальной финской технологии из олова.
Приведем еще фотографии ножей:
Ниже приведены фотографии тестирования/приемки ножей:
Это слайсер Yoshikane:
Еще одно замечательное изделие — эскимосский нож улу:
Кроме кухонников у Михаила Артемьева можно приобрести ножи хозяйственно-бытовые скандинавского (финского) типа.
Сталь обычно Х12МФ, иногда ШХ15, закалка до 58-61 HRC, спуски в «ноль», угол спусков около 15 градусов. Таким ножом можно бриться.
Больстер может быть разным. Часто используется олово. Мне кажется, что угол спусков чересчур острый, но сделать дополнительно фаску градусов под 20-25 проблем не возникает.
Практически на всех ножах, изготовленных Михаилом Артемьевым рукояти из карельской березы. Ножны (финские) он шьет сам.
Иногда с клинками Михаила работают другие мастера. Так, рукояти из кости (в основном бивень мамонта) могут быть сделаны Заслуженным художником Российской Федерации Владимиром Михайловичем Баландиным (тоже проживающем в Петрозаводске).
Так же несколько рукоятей были изготовлены питерским мастером Александром Алексеевым. Им же пошиты ножны.
Это то, чем Михаил «зарабатывает на жизнь». Это и увлечение и работа.
Это очень редкое сочетание и результат незаставляет себя долго ждать.
Изучая топоры в течение долгого времени (у Михаила очень неплохая коллекция, постоянно пополняемая) кузнец постоянно создает что-то новое как в технологии изготовления, так и и в создании новых образцов топоров, приспособленных под разные нужды.
Часть коллекции топоров:
На сегодняшний день мастер может выковать до 40 различных вариантов топоров- от маленьких 500 граммовых "Tie" (Путь, дорога) для пикников и загородных прогулок и 1,5 килограммовых колунов "HakkanPuita!" (Давай-ка поколем дрова!) до оригинальных норвежских тесальных топоров.
Все топоры выкованы вручную из стали ШХ-15 и закалены до твердости 55–58 единиц Роквелла. Заточка фирменная «Артемьевская» — некоторыми топорами можно даже побриться.
В топорах прослеживаются финские, норвежские и старорусские мотивы.
Угол заточки составляет 22-28°.
Это своеобразное изделие (в лучшем смысле слова «своеобразный») и к нему надо немного привыкнуть, особенно тем, кто привык к отечественным изделиям последних лет выпуска. Но, поработав этим топором, ты начинаешь понимать, как в этом топоре все продумано.
Несмотря на довольно высокую цену и самобытность, это ОЧЕНЬ рабочие изделия. Представленные топоры весом от 500 грамм до 2 кг предназначены для решения различных задач и, покупая очень недешевый топор надо иметь ясное представление под какие задачи вы его приобретаете — и тогда работа с ним доставит Вам не только удовлетворение от выполненной работы, но и удовольствие в процессе…
Рукоять изготавливается из березы, крепление очень продумано и надежно.
Хорошо известны также топоры «Ahma» (Росомаха), «Sissi» (Партизан), «Дед».
Приведем фотографии еще ряда необычных топоров Михаила Артемьева:
Или вот такая секира:
И еще ряд фотографий. Заготовки топоров:
На Белом море:
Вот такую штуку можно быстро сделать топорами Артемьева:
С Михаилом Артемьевым можно связаться по электронной почте artemyev@onego.ru.